0 79

Как Сергей Соловьёв по праву стал лоцманом петрозаводской культуры

И почему раньше бизнес был щедрее

Мэры приходят и уходят, а праздники и фестивали должны оставаться.
Мэры приходят и уходят, а праздники и фестивали должны оставаться. © / Из личного архива

В середине августа Сергей Соловьёв стал первым заместителем министра культуры республики. В интервью «АиФ» он рассказал, как отказался делать заказные передачи на телевидении, что вредит репутации карельских фестивалей, а также поделился зарубежным опытом администрирования культуры.

Чернуху делать не буду

Антон Соловьёв, «АиФ Карелия»: Сергей Иванович, вы учились в Ленинграде, а потом оказались в Петрозаводске. Провинция вас не разочаровала? Тогда, в прошлом?

Сергей Соловьёв: А она и не могла разочаровть. Потому что я сам из провинции – родился в Мурманской области, а потом – после университета – поехал туда по распределению. Почему вообще попал в культуру? С детства занимался самодеятельностью. И в театральный кружок ходил, и в составе агитбригады был, и в конкурсах стихов участие принимал – тогда всё это было очень популярно. Поэтому когда встал выбор профессии, мне всё было ясно. Хотя в восьмом классе родители предприняли попытку отправить меня в училище в Москву. Учиться на краснодеревщика. Но я поехал в Ленинград.

- Поступать в институт культуры?

Опыт работы
13 лет Сергей Соловьёв развивал местное телевидение.

- Да. Там сложилась смешная ситуация. Я решил остаться на подготовительные курсы. Потому что мальчик из деревни приехал. Но на подготовительные курсы я отходил только полмесяца, а потом плюнул на это дело и стал ходить по театрам, по выставкам и по музеям. Подумал: не поступлю – так ещё и не увижу ничего. Но поступил. На факультет культпросветработы, отделение «Режиссура массовых праздников и театрализованных концертов». Учились вместе с солистом поп-рок-группы «Форум» Сергеем Рогожиным.

- А известные учителя были?

- Борис Петров, заведующий нашей кафедрой. Он режиссёр открытия и закрытия олимпийских игр в Москве.

Но на подготовительные курсы я отходил только полмесяца, а потом плюнул на это дело и стал ходить по театрам, по выставкам и по музеям. Подумал: не поступлю – так ещё и не увижу ничего. Но поступил.

- В Мурманскую область по распределению попали?

- Да, я ведь оттуда. Был директором централизованной клубной системы, но потом стало тесновато и мелковато. Поэтому вместе с женой – мы в Ленинграде в одной группе учились – решили переехать в Петрозаводск. Оказалось, меня ждут в Центре народного творчества. Стал работать методистом, а ещё организовывать и режиссировать массовые мероприятия. Фестивали в Шолтозеро, праздники в Киндасово, хоровые фестивали, праздники частушек. Но через год снова захотелось перемен, и я решил попробовать себя в телевидении. «Ника» и ГТРК работали уже давно, а вот на «Петронете» толком ничего не было. Сначала сделали собственную службу новостей, потом авторский проект – программу «Телелоцман», затем начали выходить информационно-аналитические программы. Проработал 13 лет.

- Почему ушли?

- Пришёл новый директор, который начал требовать поливать грязью людей и делать заказные сюжеты. Я сказал, что я этого делать не буду. Реакции не последовало, и я уволился. Вместе со мной уволился весь редакционный коллектив.

Чехарда с мэрами

- Потом стали заведовать культурой Петрозаводска?

- Да. Поначалу опасался. Всё-таки больше чиновничья работа, которой я никогда не занимался. Но ничего.

- И с какими проблемами пришлось столкнуться?

- Зависимость от мэров. Они приходят и уходят, а праздники и фестивали должны оставаться. Ведь на приобретение репутации нужно время. К сожалению, мэры это не всегда понимают и иногда настаивают на ликвидации того или иного фестиваля. Так было с «Гипербореей». Два года мы не проводили фестиваль и в результате интерес публики упал.

Фото: Из личного архива/ Людмила Корвякова

- Вы всю жизнь занимались культмассовыми мероприятиями, а в министерстве культуры у вас будет та же специфика работы?

В частности да, но в целом всё-таки нет. Ведь городские власти по большей части поддерживают самодеятельные коллективы, а региональные – коллективы профессиональные. Театры, ансамбли, концертные организации. Филармонию.

- Что в последнее время меняется в работе министерства культуры?

- Прежде всего изменения связаны с национальным проектом «Культура». Он состоит из трёх направлений: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». В рамках первого направления можно добиться развития материальной базы учреждений культуры. Ремонт, реконструкция, строительство. К примеру, в городе музыкальным и творческим коллективам негде проводить репетиции, а в рамках «Культурной среды» проблему отсутствия репетиционных помещений можно будет решить. Надеюсь.

Одна из проблем - зависимость от мэров. Они приходят и уходят, а праздники и фестивали должны оставаться. Ведь на приобретение репутации нужно время. К сожалению, мэры это не всегда понимают и иногда настаивают на ликвидации того или иного фестиваля. Так было с «Гипербореей».

- Проблемы в кадрах нет? В театрах, в консерватории, в музыкальных ансамблях?

- Я не вижу такой проблемы. Правда, сложнее всего с кадрам для Национального и Музыкального театров. В первом случае из-за языка, во втором – в Петрозаводске не готовят артистов балета. У консерватории было несколько курсов, но результат оставляет желать лучшего. Поэтому актёры в основном приезжают из других регионов. В прошлом году Республика Карелия и ВГИК подписали соглашение, по которому его студенты приезжали и давали несколько спектаклей. Один из выпускников даже остался жить в Петрозаводске и играть в Национальном театре.

- А бизнес к культурной жизни можно привлекать?

- Можно, но очень сложно. Ни одного случая меценатства я не припомню. Вот раньше – лет семь назад – бизнес был щедрее. Оплачивал даже звёзд. Сегодня в лучшем случае помогут небольшую сцену установить. Я уже не говорю о поддержке творческих и культурных проектов, не массовых мероприятий.

- Ну а сами учреждения культуры и искусства в состоянии средства привлекать?

- Теперь – да. И театры, и музей стали писать заявки на гранты и – главное – получать одобрение от грантодателей. Конечно, поначалу было непросто, но потом схему раскусили и даже азарт появился.

А как у них?

- В последнее время в большом количестве появляются этнокультурные центры. Вам не кажется, что в нашем регионе национальным культурам уделяется слишком много внимания? В ущерб культуре российской?

- Нет. Может быть, нам так кажется, но на самом деле это не так. Почему заметна именно национальная культура? Потому что на федеральном уровне оказывают значительную поддержку. К тому же приграничный регион. У нас ежегодно проходят российско-финляндский и российско-норвежский культурные форумы. Но я не сказал бы, что это в ущерб российской культуре. К тому же многие проекты не национальные совершенно, они просто международные.

- А как поддерживают культуру в той же Финляндии?

- У них организовано всё иначе. Помню, как приехал первый раз в Савонлинну посмотреть, как проходит фестиваль снежных и ледовых скульптур. Спрашиваю у начальника отдела культуры: а какую поддержку вы оказываете? Отвечают: никакую. Фестиваль организовывает отдельная дирекция на коммерческой основе, а его проведение в конечном счёте оплачивают посетители. Вход – 12 евро. Общественные организации – тоже сами по себе. Поют, танцуют, но государство никак не помогает.

- Что ещё интересного увидели за рубежом?

- Много чего. К примеру, приехала делегация из Петрозаводска, скажем, в музей «Кареликум» в Йоэнсуу – всем предлагается купить билеты и отдельно внести плату за гардероб. А как у нас? А у нас мы скажем: «Михаил Леонидович Гольденберг (директор Национального музея Карелии – прим.ред.), покажи нашим гостям музей». А он ответит: «Конечно покажу».

Досье
Сергей Соловьёв – заместитель министра культуры республики. Родился в Мурманской области, закончил Ленинградский институт культуры имени Крупской. Режиссировал первые праздники в Киндасово и Шолтозеро, развивал петрозаводское телевидение и возглавлял управление культуры города.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. До какого срока пенсионеры могут получить бесплатный билет на самолет
  2. Будет ли в этом году осенняя сельхозярмарка?
  3. Продлят ли срок выплаты маткапитала?
Самое интересное в регионах

Как уберечься осенью от простуды?