aif.ru counter
Марина Бедорфас 0 96

От сумы и от тюрьмы. «Творческая мастерская» поставила судебную премьеру

В основу нового спектакля театра «Творческая мастерская» «Слуги Фемиды» легла повесть «Авария» знаменитого швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта.

Юлия Утышева / Из личного архива

Специалисты отмечают, что по жанру это психологическая драма в детективной форме. Но в инсценировке Андрея Тупикова, который сотрудничает с карельским театром драмы уже более  двадцати пяти  лет, эта история разворачивается в трагикомическом ключе. По мнению Тупикова, любой спектакль возникает не случайно. Если режиссер берет тот или иной материал, значит, что это актуально и значит -  это нужно зрителю. О том, что такое справедливость  и почему мы все еще не научились жить по закону, Андрей Тупиков рассказал «АиФ-Карелия». 

Через увеличительное стекло

Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: Андрей Леонидович, новый спектакль, над которым вы сейчас работаете, посвящен судебной системе.  Почему вы выбрали именно этот материал?

Андрей Тупиков
Андрей Тупиков Фото: Из личного архива/ Театр драмы РК

Андрей Тупиков: Если режиссер берет тот или иной материал, то, очевидно, в этом есть потребность. Театр - это искусство, которое происходит здесь и сейчас. Это всегда актуально и современно. Если хотите - это своеобразное увеличительное стекло для нашего общества.  На сцене всегда происходит гиперболизация острой темы, чувств, действий.  Поэтому и материал постановщик выбирает так, чтобы попасть в болевую точку. «Слуги Фемиды» - тема очень современная. С одной стороны, всем известна поговорка: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. С другой стороны - это тема справедливости и законности. Целая отдельная история того, как мы не научились все еще жить по законам. Законы-то есть, и все даже о них знают, но мы почему-то их не исполняем. 

 - А что для вас означает справедливость? 

- Это очень сложная категория.  Я с большой осторожностью к ней отношусь, честно. У всех свое видение и представление о справедливости. Здесь такой разброс мнений. Наверное, поэтому и возник когда-то суд Линча. Любое преступление -  вообще любое! -  можно оправдать и объяснить понятием «справедливость».  Это очень удобная категория. Убил - добивался справедливости. Украл - добивался справедливости.  И эта тема есть в моем спектакле. Но это не драма. У нас очень много музыки, пластики и юмора. 

О серьезном

 - Вы предпочитаете о серьезном говорить несерьезно?

- Да, я уверен, что о серьезном лучше говорить несерьезно. Я называю театр доктором-диагностом. Театр - это не лекарь, не лечебник.  Он задает вопросы. А зритель находит на них ответы сам. И если вопрос поставлен актуальный, то на него легче найти ответ. 

 - Вы работаете с карельским театром драмы уже далеко не первый год. Почему именно этот театр? 

-  Да, я здесь служу уже более 25 лет. Это мой театр, я его часть. Можно сказать, что я постоянный режиссер здесь. Меня очень многое с «Творческой мастерской» связывает. 

«Гамлет» без Гамлета 

- Для спектакля «Слуги Фемиды» вы как выбирали актеров? Взяли материал и сразу решили, кто какую роль играет? Поскольку всех актеров вы здесь знаете очень хорошо. 

Фото: Из личного архива/ Юлия Утышева

- Любой режиссер должен понимать -  есть ли кому играть. Я видел спектакли «Гамлет» без Гамлета. Если вы задумали постановку «Ромео и Джульетта», значит надо четко понимать, что в труппе театра должны быть Ромео и Джульетта. Иначе не стоит и браться.  В «Слугах Фемиды» я сразу понимал, у кого какая роль.  Здесь в принципе нет проблем. Спектакль не густо населенный - всего шесть актеров заняты, в том числе и Валерий Чебурканов, который был в долгом творческом отпуске и в последних премьерах театра не участвовал. 

- Вы режиссер, который пришел в эту профессию из актеров. Говорят, это особенные режиссеры. Согласны?

-  Да, согласен. Актерский опыт дает свои результаты. Я и сейчас беру роли, которые мне интересны,  выхожу на сцену как актер. Поэтому мне проще поставить себя на место актера, который репетирует роль в спектакле. Но в работе нужно уметь разграничивать эти две профессии. Актер занимается ролью. Режиссер ему может только помочь. В свою очередь постановщик делает спектакль, а не отдельную роль.  И здесь важно чувствовать эту границу. 

Театр жив 

 - Что бы вам еще хотелось сказать зрителям театра? 

Фото: Из личного архива/ Юлия Утышева

- Все, что я хочу сказать зрителям - в моих спектаклях. В постановках высказано все, что я хотел бы донести до людей. Самое главное, что я хочу и могу сказать еще зрителям - «Приходите в театр»! 

Театр - это уникальное, замечательное искусство. Это сиюминутное искусство. Потому что то, что было здесь сегодня вечером, больше никогда не повторится. Спектакль растает, растворится. Его уже никогда не сыграют также, даже на следующий день. И в этом магия! Для меня счастье, что театр жив, что это искусство интересно и привлекает к себе людей.   

Досье
Андрей Тупиков - актер, режиссер-постановщик. Окончил Высшее театральное училище имени Б. В.Щукина. С 1981 по 1984 годы работал актером в карельском Русском драматическом театре. С 1985 по 1989 - актер московских театров. С 1993 года постоянно сотрудничает с «Творческой мастерской».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Сколько медведей водится в Карелии?
  2. До какого срока пенсионеры могут получить бесплатный билет на самолет?
  3. Продлят ли срок выплаты маткапитала?
Самое интересное в регионах